Кашлаков Геннадий Анатольевич
Кашлаков Геннадий Анатольевич-переводчик советника командира 75-го пехотного полка 17-й пехотной дивизии афганской армии, младший лейтенант.
Родился в 1958 году в совхозе «Красная заря» Боковского района Ростовской области.
В 13 мая 1976 года служил в рядах Вооруженных Сил СССР.
Рассказывает руководитель военно-исторического общества «Афган» Эдуард Соломатин:
По окончании срочной службы в рядах Советской Армии в 1978 году 20-летний Геннадий Кашлаков сразу же поступил в Московский институт военных переводчиков, на факультет восточных языков. Закрытый вуз, готовящий дипломатов и сотрудников спецслужб.
В закрытом вузе царили суровая военная дисциплина и строгая засекреченность. Многочасовые занятия в лингафонном кабинете выдерживали не все. Выходцы из элитных семей как правило специализировались на изучении европейских языков, чтобы потом отправиться на службу в одну из высокоразвитых капиталистических стран, нередко под крыло собственных родителей-дипломатов. Перспективную молодёжь из глубинки направляли на изучение сложных восточных языков с дальнейшей перспективой службы в горячих точках. Так, по окончании учёбы в вузе ростовчанин Геннадий Кашлаков был направлен переводчиком в Афганистан.
Служил переводчиком при военном советнике командира 75-го пехотного полка 17-й пехотной дивизии афганской армии, подполковнике Юрии Андреевиче Журавлёве. Вместе они якобы и погибли при выполнении боевого задания.
БТР подполковника Журавлёва попал в засаду 4 января 1980 года в районе Панджараба провинции Кундуз. Афганские боевики открыли шквальный огонь. Экипаж боевой машины, бросая гранаты и отстреливаясь, покинул БТР.
Советник Журавлёв, переводчик Кашлаков, начальник штаба полка и шестеро солдат сначала продвигались монолитным отрядом.
Но после боя с моджахедами группа распалась. Никто из опрошенных солдат и офицеров, вернувшихся из этого боя, не знал о судьбе советника и переводчика, — поясняет Эдуард Соломатин. — На следующий день, 5 января, в район боя на поиски советских военнослужащих были направлены три БТР-152 и вертолёт. Поиск продолжался целую неделю. Однако никаких следов Журавлёва и Кашлакова обнаружено не было.
Из показаний военнопленных было установлено, что подполковник и переводчик были окружены на одной из высот вблизи Ханабада. Согласно официальной версии советского Министерства обороны они отбивались до последнего патрона. Потом Журавлёв снял с себя очки, бросил их на землю, разорвал на себе рубашку и вместе с Кашлаковым пошёл на врага врукопашную. В неравном бою они оба якобы погибли. Между тем обнаружить их тела так и не удалось.
Более 20 лет числился пропавшим без вести. Спустя 22 года имена Журавлёва и Кашлакова воскресли в пакистанских списках героев «Бадабера».
В 1992 году по настоятельной просьбе российской стороны первый заместитель министра иностранных дел Пакистана Шахрияр Хан сообщил фамилии некоторых участников восстания. И только летом 2002 года удалось получить расширенный, но всё ещё неполный список героев. Среди них значился и уроженец Ростовской области 1958 года рождения младший лейтенант Геннадий Кашлаков.
Место захоронения офицера не установлено.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июня 1980 года младший лейтенант Кашлаков Геннадий Анатольевич был награжден орденом Красной Звезды (посмертно).