Гибель артиллеристов на Кубе (09.10.1962)
Материал из книги Операция «Анадырь». Как это было. Издание 1, 2000 год:
«На следующий день после нашего прибытия, около полудня; вместе с кубинским полицейским на мотоцикле прибыл офицер дивизиона с первой трагической вестью — при выдвижении колонны с техникой в ночное время на горной дороге Баиа-Онда — Гуанахай 09.10.1962 года потерпел катастрофу установщик, в результате которой погибли начальник расчета лейтенант Плиско Анатолий Федорович и водитель, ефрейтор Борюшкин Геннадий Тимофеевич. Весть была тем более печальна, что я лично знал жену Плиско — Нелли Михайловну, работавшую врачом в дивизионном лазарете, а в одной из батарей дивизиона служили два брата-близнеца Борюшкины. Один из них и погиб в этой автокатастрофе, при нелепых обстоятельствах: на узкой дороге установщик с пусковым столом (общий вес более 33 т), пытаясь объехать остановленный охранением встречный «Форд», сполз в овраг и дважды перевернулся, сбив пальму. Лейтенант Плиско и ефрейтор Борюшкин пытались вывернуть руль влево и вывести машину, но сделать этого им не удалось и они были придавлены смятой кабиной. Командир 181-го РП полковник Бандиловский Н. Ф. (ныне в отставке, проживает в Харькове) отмечал, что марш боевой техники был организован в строгом соответствии со всеми требованиями, двигался с охранением и на малой скорости, 15—20 км/час. Следовавший перед ними установщик снизил, как положено, скорость до 5 км/час, старший машины капитан Пузанков вышел из кабины и шел впереди, провел установщик и продолжил движение… К сожалению, лейтенант Плиско, следовавший за ним, этого не сделал, тем самым грубо нарушил требования действующих наставлений и приказов по пропуску автотранспорта на узких участках дорог, мимо препятствий на них, за что поплатился своей жизнью и жизнью водителя.
На месте катастрофы были приняты все меры по подъему установщика и отбуксировке его в позиционный район полка, а затем были организованы похороны погибших. Офицеры дивизиона рассказывали мне, что на место катастрофы, из следовавшей за установщиками колонны, сразу же прибыл командир ракетной дивизии генерал-майор Стаценко Игорь Демьянович, который первым делом начал разбираться, почему не закрыли брезентом попавший в катастрофу установщик (ответственность за скрытное передвижение и размещение подразделений и частей дивизии на Кубе была столь высока, что погибшие люди оказались на втором плане)».
Погибшие военнослужащие похоронены в районе м.Торренс, провинция Гавана. Перезахоронены в 1978 году в братской могиле на территории мемориального комплекса Эль-Чико на окраине Гаваны.
К сожалению, установочными данными на бойцов мы не располагаем!