НЕБЕСНЫЙ ПОЛК

Сайт-мемориал

защитников Отечества...

Засада на военнослужащих Калайхумбского ПОГО и Душанбинской ДШМГ напротив кишлака Мой-май (02.01.1995)


Хроника событий (из статьи бадахшан опыт практического исследования)

Граната взорвалась в полутора метрах от правой передней части БМП. Тут же пошла интенсивная стрельба, очень плотный огонь из не менее чем пяти точек. Банда Джунайдулло начала боевые действия.

32. Первым же взрывом ребят смело с брони. Был ранен в плечо лейтенант Артем Ломов. Стреляли сверху, из разных точек, справа по ходу и спереди, стреляли практически в упор, из гранатометов, автоматов, пулеметов.

Там гнилое место. Там нет никакого укрытия. Слева от дороги — небольшое плато до реки, в полсотни метров. На нем — камни, обломки скал, редкие, мелкие, до полуметра высотой. Ребята бросились туда. Пошла команда «к бою».

После первого выстрела БМП рванула вперед. Метров через семь ее вторым выстрелом подбили. Машина потеряла управление, ее крутануло, повело влево, на плато, вперед. Третий выстрел, четвертый — машину развернуло, остановило, она вспыхнула.

Пока ее вело с дороги, в ней еще оставалось 4 человека — механик-водитель ряд. Салихов, наводчик-оператор ряд. Алишеров, сержант контрактной службы Кротов и ряд. Федоров в десантном отделении. При десантировании Сергей Кротов выскочил на дорогу, и в него пошла длинная прицельная очередь из пулемета, практически в упор, в спину. Он погиб. Евгений Федоров упал убитый рядом с Юсуповым. Выскочил механик-водитель Раушан Салихов, и его изрешетило очередями. Наводчику Алишерову прострелили обе ноги.

— Узбек, сдавайся! — заорали ему сверху, но он успел перекатиться через дорогу и упал за камень.

Погиб на дороге рядовой Олег Римутис. Ему перебило очередью ноги, он упал, пули пошли по всему телу и в голову.

Когда ребят сорвало с брони, пулемет отбросило вправо. И пулеметчик рядовой Немовленко схватил автомат погибшего Римутиса, убил «духа», который остановил машину (тот так и не успел добежать до скалы), занял позицию в камнях и первый встретил автоматными очередями выбегающих из-за поворота «духов».

От рваной раны на плече у Артема Ломова хлестала кровь, вокруг ложились пули. Рядовой к/с Антонов убил двух «духов» и бросился на выручку к лейтенанту. Пуля попала ему в ногу, потом осколок от гранаты, но он вытащил лейтенанта с дороги, вколол промедол и затянул рану, когда Артем уже терял сознание.

Шел очень плотный огонь. Со скалы работал снайпер. Из-за поворота бежали боевики, стремясь окружить пограничников. Старший сержант Гарипов сработал по ним из подствольника.

— Куда ты целишься? — крикнул ему Истратов. — Стреляй навскидку!

От плотности огня из-за камня руку не высунешь, сверху все простреливается. Гарипов сделал навскидку два выстрела из подствольного гранатомета, и это остановило боевиков, они залегли в камнях у Пянджа, рядом с горевшей БМП.

Раненых оттащили за валун. Выяснили, кто убитый. И капитан Истратов дал команду:

— Давай, отходи по одному-два.

Под непрекращающимся обстрелом они отошли к скале, к дороге. И дальше, за поворот. На прикрытии работали Гарипов и Немовленко. Впрочем, работали все. Отходили от камня к камню, прикрывая друг друга. Снайпер рядовой Лемешкин, работая из СВД, не давал боевикам броситься в атаку.

33. Бой длился около двух часов. Река здесь бьется по камням, извивается. И когда выходили из «мертвой зоны», опять попадали под обстрел боевиков. «Духи» стреляли с плато, где начался бой.

И теперь еще — из Афганистана, тоже из гранатометов и стрелкового оружия. Почему они раньше оттуда не стреляли и почему вообще не пропустили БМП за поворот — тогда бы они могли расстрелять пограничников, не выходя из кишлака. Впрочем, и здесь засада была устроена так, что только чудом ребятам удалось выбраться.

Рядовой Козлов побежал в Курговад за подкреплением. Под прикрытием отправили раненых. Группа растянулась вдоль дороги. Отходили по склону, под скалой, по дороге, по прибрежным камням. То под обстрелом боевиков, на виду, то снова в «мертвой зоне». Немовленко и Гарипов замыкали «колонну», работали на прикрытии.

Отошли уже метров на 800, когда «духи» с обеих сторон реки предприняли последнюю попытку уничтожить группу. Но было уже поздно. А на преследование они не пошли, огонь пограничников не давал им подняться. Из Курговада начали работать минометы.

Резерв встретили уже на подступах к кишлаку. Около тридцати человек с поста. Во время боя, еще не зная о случившемся, в Курговаде увидели 20 боевиков на тропе с афганской стороны, половина на лошадях. Те спешили в сторону Моймая. Поняли, что там что-то произошло. Старший лейтенант Румянцев принял решение уничтожить группу из минометов. Потом огонь перенесли на Моймай.

34. В Калай-Хумбе сообщение о случившемся боестолкновении получили поздно, уже около 15-ти часов. В 15.50 из отряда выдвинулся резерв под командованием подполковника Михеева. Шли колонной. Неподалеку от Калай-Хумба их догнал красный «жигуленок», останавливался у каждой машины и предупреждал, что за Тогмаем их ожидает засада. До Тогмая было еще 40 км.

Перед Тогмаем резерв (3 машины) догнали еще два «бэтээра», которые вышли раньше по другой задаче. Прошли Тогмай, и Михеев дал команду приготовиться к бою. Через несколько километров встретили засаду.

«Духи» открыли плотный огонь справа, со стороны Афганистана. Там коричневая гора, метров 700 по фронту. На ней позиции, на разной высоте, по всему склону. Основные огневые точки — справа впереди и справа сзади. До них — 350-400 м. По силе и плотности огня с той стороны было ясно, что напротив сидит группа, примерно равная по численности и вооружению нашей, то есть порядка 70 человек.

Пограничники заняли позицию вдоль дороги и приняли бой. Уже темнело, зимой в горах темнеет рано. Автоматчики трассерами давали цели, пулеметы с «бэтээров» гасили их. На 20-й минуте боя включился в работу 120-мм миномет, который был в колонне. Одновременно к боевикам подключилась еще одна группа, уже с таджикской стороны: спереди по ходу открыли огонь по пограничникам безоткатные орудия и СПГ-9. Стреляли с горы, под 45°, то есть видели наших как на ладони. Первый выстрел едва не накрыл машину связи, и «кашээмка» поменяла место. «Бэтээры» двинулись вперед и начали вести огонь, попеременно прикрывая друг друга.

Огонь справа затих, так как на афганской стороне основные точки уже были подавлены. Пограничники перенесли огонь вперед и подавили позицию боевиков на этой стороне. Бой затих, потерь у пограничников не было.

Колонна двинулась дальше. Теперь шли пешком. Было уже совсем темно — ни звезд, ни луны на небе, только снег чуть белеет в горах. «Бэтээры» медленно продвигались вперед в кромешной темноте. Десант шел слева, между техникой и скалами, прикрываясь броней от Пянджа и всего, что за ним. Дорога узкая, разбитая, а свет не включишь. Впереди был Моймай.

35. Не успели дойти до ближайшего поворота, как первый «бэтээр» налетел на мину — правым передним колесом. Механик-водитель рядовой Александр Устинов получил контузию. Десант шел слева и поэтому не пострадал.

Рядовой Валерий Баженов, водитель второго «бэтээра», отогнал поврежденный «бэтээр» в сторону и развернул его. Устинов пришел в себя и сел в свой «бэтээр», чтобы отвести его в безопасное место, где должен был ждать возвращения колонны. В кромешной темноте он ловил правым бортом скалу, чтобы не уйти с дороги в обрыв, и так, прижимаясь к скале, повел «бэтээр» в условленное место. Колонна двинулась дальше.

Двигались еще в течение часа. Шли медленно, соблюдая меры предосторожности. Все это время колонну сопровождали сигнальные огни на афганской стороне. Боевики передавали своим, где находится колонна, когда останавливается, когда движется. Наши передать ничего не могли: связи с отрядом не было, здесь все глушится, у боевиков станции мощнее, да и горы кругом. Десантники лежали на броне, поперек, развернув оружие в сторону Афганистана. Другие шли рядом, слева от «бэтээра», прикрываясь броней. Остальные шли дальше, у машин, растянувшись по дороге.

Уже прошли Моймай, прошли основные повороты, прошли место, где десантники капитана Истратова приняли бой, прошли еще с полкилометра. Дорога пошла лучше, и теперь двигались быстрее.

И тут раздался взрыв. Судя по всему, это был фугас (воронка осталась метровая и с ровными краями). Нарвались на него левой стороной. Взрывом вырвало левый люк «бэтээра», оторвало первые два колеса, разметало всех, кто был на броне и рядом, все колеса пробило, «бэтээр» отшвырнуло метров на 15 от воронки.

Погиб лейтенант Антон Злобин (он шел около второго колеса), погибли (кто сразу, кто в результате смертельного ранения, в течение часа после подрыва) еще четыре воина: младший сержант Михаил Воробьев, рядовой Николай Юркин, рядовой Руслан Бекбулатов, рядовой Сергей Савин. Были ранены и контужены еще шесть человек. Водителя Баженова выбросило вместе с люком метров на 10 в высоту, но он упал без единого перелома. Майор Сергей Анчуткин (он шел за 4-м колесом) был отброшен метров на 15 и потерял сознание. А когда пришел в себя, увидел бредущего в оседающей пыли солдата, тоже контуженого, вместе и пошли навстречу бегущим пограничникам.

Заняли оборону, оказали помощь раненым, собрали убитых, сняли все с развороченного «бэтээра», и Михеев принял решение возвращаться назад. Впереди могли оказаться еще минные ловушки.

Помощь раненым оказывал майор Гусманов — начмед Казахского батальона. Во время боя он сам вел огонь, снаряжал ленты, был контужен, но остался в строю, и теперь опять оказался полезен.

Подрыв случился в 20.05, и уже к девяти пограничники двинулись обратно.

Список погибших Калайхумбского ПОГО (в/ч 2111):

Начальник 1 погз ммг лейтенант Злобин Антон Анатольевич (родился 04.10.1972 в г Красноярске. Русский. Захоронен в г Великие Луки Псковской области.)

Командир отделения 1 погз ммг младший сержант к.с Савин Сергей Александрович (родился 26.05.1963 в г Канаш Чувашия. Захоронен по месту рождения.)

Старший механик водитель (БМП-2) 2 погз ммг ефрейтор Салихов Раушан Расулович (родился 14.08.1975 в п. Семилетка Дюртюлинского района Башкоростана. Башкир. Призван в 1993 Дюртюлинским РВК. Захоронен по месту рождения.)

Командир отделения рядовой к.с Юркин Николай Николаевич (родился 26.03.1968 в с.Суслово Мамонтовского района Алтайского края. Русский. Призван Змеиногородским ОГВК Алтайского края. Захоронен по месту рождения.)

Старший оператор РЛС 1 погз рядовой Бикбулатов Руслан Касимович (родился в 1974 в г Саранске Мордовия. Мордвин. Призван Ромадановским РВК г Саранск. Захоронен в с Гуляево Ичаловского района Мордовии.)

Начальник спортбазы комендантской роты младший сержант к.с Воробьев Михаил Васильевич (родился 22.09.1970 на ст Михайловский завод Свердловской области. Русский. Захоронен по месту рождения.)

Список погибших Душанбинской ДШМГ (в/ч 2421):

Гранатометчик сержант к.с Кротов Сергей Юрьевич (родился 16.04.1972 в г Барнаул. Захоронен в п Усть-Кабирза Кемеровской области.)

Помощник гранатометчика рядовой Федоров Евгений Николаевич (родился 11.07.1975 в г Новочебоксарске Чувашия. Захоронен по месту рождения.)

Номер расчета рядовой Римутис Олег Ионасович (родился в 1975 в г Приморско-Ахтарске Краснодарского края. Захоронен по месту рождения.)