НЕБЕСНЫЙ ПОЛК

Сайт-мемориал

защитников Отечества...

Катастрофа на крейсере «Чапаев» (02.10.1949)

       


Катастрофа на крейсере Дважды Краснознаменного Балтийского флота «Чапаев»

«Чапаев» — советский легкий крейсер. Головной в серии из пяти кораблей. Крейсер был заложен 31 августа 1939 года, а достроен после Второй мировой войны.

Швартовные испытания первыми начали на заводе № 189 в Ленинграде строители головного легкого крейсера «Чапаев» в январе 1949 года и завершили их в июле этого года, после чего корабль вышел в Финский залив для проведения заводских ходовых испытаний.

Успешное завершение заводских ходовых испытаний крейсера было омрачено трагическим происшествием. При стоянке на якоре на таллинском внешнем рейде на расстоянии 1,3 миль (около 2,5 км от берега) по возвращении из очередного выхода в море 1 октября 1949 года командир корабля Н.И. Мещерский при состоянии моря 3 балла и ветра 4 балла разрешил увольнение с корабля 15% экипажа в Таллин. Не получив положительного ответа от Отдела вспомогательных судов и гаваней 8 ВМФ и штаба флота на обращение о предоставлении буксира для перевозки на берег, увольняемые (около 100 чел.) были отправлены после 19 ч двумя рейсами на 16-весельном моторном баркасе крейсера.

В связи с последующем ухудшением погоды штаб 8 ВМФ запретил увольнение команды с кораблей, стоящих на рейде. Однако это распоряжение командир крейсера получил только в 20 ч 30 мин, уже после отправки баркаса во второй рейс.

В 22 ч 30 мин от корабля отошел баркас за уволенными, старшим на который назначили артиллериста (командира башни) лейтенанта К.И. Лейбмана. Спустя час, когда большинство уволенных собрались на берегу в Купеческой гавани в ожидании отправки, а штаб вновь отказался выделить буксир, К.И. Лейбман, не имея морской практики, взял на себя в отсутствие старшины баркаса управление им, допустив неправильное размещение команды и не приняв надлежащих мер предосторожности.

В условиях свежей погоды (ветер 7 баллов) при выходе из Купеческой гавани перегруженный людьми баркас накрыло волной, а стоящие на рейде корабли и плавсредства из гавани не смогли своевременно оказать помощь. Погибло большое количество людей (56 членов экипажа, включая самого Лейбмана, и двое рабочих завода). Спаслись только три матроса, которых прибило волной и ветром к борту танкера «Ковжа».


НАМИ УСТАНОВЛЕНЫ:

Андреев Алексей Тимофеевич 13.06.1927

Андрюха Иван Павлович 15.11.1927

Басюк Петр Кириллович

Баранов Виктор Васильевич

Блохин Герман Иванович

Бунин Лев Анатольевич

Варфоломеев Николай Андреевич

Виноградов Алексей Ильич

Головичев Николай Иванович

Горбунов Сергей Максимович

Горюнов Валентин Константинович

Гурский Владимир Федорович

Данилов Лев Алексеевич

Дегтярев Николай Иванович

Дрыгин Александр Егорович

Елизаров Евгений Александрович

Загонкин Алексей Васильевич

Захаров Виктор Михайлович

Игнатьев Николай Алексеевич

Камаев Донат Геннадьевич

Ковалев Михаил Петрович

Куприн Петр Петрович

Лобачев Александр Кузьмич

Марков Виталий Антонович

Митрофанов Григорий Петрович

Микишков Николай Михайлович

Михеев Григорий Павлович

Михеев Михаил Петрович

Монин Геннадий Романович

Нагорнов Аркадий Павлович

Наумов Иван Ефимович

Оразалин Рашит Идрисович

Орлов Павел Филиппович

Осипов Николай Степанович

Пономаренко Павел Корнеевич

Плахтиенко Анатолий Петрович

Росляков Сергей Яковлевич

Рыбко Иван Александрович

Рябуха Андрей Афанасьевич

Самохин Иван Константинович

Салюков Михаил Степанович

Сапухин Евгений Ильич

Судариков Алексей Васильевич

Сушков Александр Тимофеевич

Тощев Александр Михайлович

Фролов Георгий Дмитриевич

Чернышев Виктор Васильевич

Чуприна Николай Григорьевич

Шалберов Алексей Васильевич

Шошкин Александр Федорович

Шевцов Павел Григорьевич

Шишов Николай Егорович