НЕБЕСНЫЙ ПОЛК

Сайт-мемориал

защитников Отечества...

Никоноров Александр Борисович-ветеран Афганской войны

             


Никоноров Александр Борисович-ветеран Афганской войны, гвардии ефрейтор запаса.

Родился 02.04.1958 года в новгородской деревне Волынь. Затем семья переехала в Новгород. Саша учился в новгородской школе № 13 (теперь это школа № 14 Великого Новгорода).

Затем – учеба в новгородском профтехучилище № 15, где он получил специальность сварщика. Год отработал по профессии. В 1977 году женился на Ольге Митрофановне Островерховой, а 22 июня 1978 года у них родился сын Алексей.

Осенью того же года Новгородским ОГВК Александр был призван в армию. Военную службу начал в 304-м учебном парашютно-десантном полку 44-й учебной дивизии ВДВ, дислоцировавшемся в местечке Рукла (Литовская ССР). Затем, весной 1979-го, переведен в Белоруссию, в 103-ю гвардейскую воздушно-десантную ордена Ленина Краснознаменную ордена Кутузова II степени дивизии имени 60-летия СССР.

Оттуда в декабре 1979 года Александр был направлен в Афганистан.

В составе 3-го парашютно-десантного батальона 317-го ордена Александра Невского полка он принял участие в боевой операции по свержению режима Хафизуллы Амина – знаменитый штурм считавшегося неприступным дворца Топайи Таджбек на окраине Кабула, который послужил началом долгой войны. Тогда Александр, к счастью, остался в живых.

Но уже 29 февраля 1980 года он получил тяжелые ранения при нападении моджахедов на его родное подразделение. Это произошло на высокогорном плато в приграничной с Пакистаном провинции Кунар, во время наступательной операции с участием 317-го полка. Здесь сложилась тревожная ситуация из-за того, что размещавшийся в городе Асмар один из горно-пехотных полков афганской армии перешел на сторону моджахедов. Из Кабула, где дислоцировался полк, вертолеты доставили в «горячую точку» три сотни десантников. Им удалось взять под контроль стратегически важное ущелье – 60-километровый коридор, однако полковые потери оказались существенными: по разным источникам, от 22 до 37 погибших.

Нужно отметить, что в том же бою погиб новгородец Александр Никитин, гвардии старший сержант, уроженец д. Гусино Старорусского района Новгородской области.

Ранения Александра оказались очень серьезными: осколки авиаснаряда зацепили область сердца и легкое, прошли через позвоночник сквозным вылетом. Ефрейтора Никонорова, так и не оправившегося от ран, переправили в Кабул, а затем – в Ташкент. Туда срочно приехала его мама, Таисия Алексеевна. Приехала за свой счет, так как в Министерстве обороны СССР не посчитали нужным оплатить расходы, значительные для матери героя-десантника. Много дней провела она в госпитальной палате, в страшной тревоге за жизнь сына. Вот что она вспоминала о том времени: «Медсестра под диктовку Саши написала мне письмо и отправила Новгород. Я бросила все, и сквозь слезы и километры прибыла к сыну. Там узнала об инвалидности Саши. Как могла, оберегала сыночка. Бегала в аптеки, покупала лекарства. Были сложные перевязки. Но Сашенька молодец, держался изо всех сил. Как сейчас помню, в палате было трое раненых, и мой Саша всех их поддерживал. Он был силен духом и характером…»

Там, на больничной койке Александр встретил свое 22-летие, и даже поучил подарок – модный по тем временам переносной радиоприемник. А потом врачи наконец-то разрешили перелет в Москву.

В конце апреля десантник, досрочно уволенный с военной службы, на носилках вернулся в родной город. Мама Саши вспоминала, что дорога была мучительной. Саша все время был в сознании. Прилетев в аэропорт «Шереметьево», они пересели на поданную к трапу «скорую» и направились в аэропорт «Быково». Но самолет в Новгород уже улетел. Мать слезно выпросила у начальства аэропорта самолет санавиации, на котором они прилетели в Юрьево. Их встретили сотрудники военного госпиталя, и Александр был срочно госпитализирован.

Сложная операция, месяцы в госпитале. Прогноз врачей: Саша уже никогда не сможет ходить. Инвалидная коляска. Началась сложная и мучительная пора в жизни Александра – он учился сидеть, постепенно шевелиться, потом управлять коляской – на это ушли годы реабилитации и заботы близких. Мама, Таисия Алексеевна, сказала – он никогда не жаловался и не терял веру в себя. У нее хранятся затейливые работы, которые делал Саша в инвалидном кресле: красивые упаковочные коробочки, клипсы, выжженные по дереву рисунки…

Он боролся за жизнь изо всех сил. Но в 1984 году состояние Александра резко ухудшилось. Снова операции, длительное лечение – но все безуспешно.

14.04.1985 года Саша умер в возрасте 27 лет…

Александр Никоноров похоронен в Новгороде, на Западном кладбище, квадрат 3 а, ряд 15, место 4.

Мама вспоминала, что хоронили близкие и друзья – военкомат в помощи отказал.

Награжден медалями, в том числе «За боевые заслуги».


ПАМЯТЬ:

Мемориальная доска на фасаде его родного дома.

Имя Александра увековечено на одной из плит Мемориала участникам локальных вооруженных конфликтов (Великий Новгород, мкр-н Колмово). В написании фамилии допущена ошибка – Никаноров.

Также его имя значится на одной из мемориальных досок, установленных в церкви Александра Невского в память о погибших в локальных вооруженных конфликтах новгородцах (Великий Новгород, пр-т А. Корсунова, д. 56).

В двухтомной «всесоюзной» Книге Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане (издание 1995-1999 года), отсутствует биографическая статья с фотографией, посвященная новгородскому десантнику. Только в приложении ко второму тому вписано несколько строчек – где причиной смерти ошибочно указана болезнь, полученная в Афганистане (в то время, как это было тяжелое боевое ранение). Излишне говорить, что такая память, испещренная ошибками, глубоко ранила душу Сашиной мамы…


Материал подготовлен при участии новгородского журналиста А.Н. Власова и сотрудницы Новгородского Института медицинского образования Н.В. Чупринко.

Сайт НОО ВООВ «Боевое братство»


В раздел «Их догнала война»