Солдатский храм

Сайт-мемориал

защитников Отечества...

Трагедия под Харсеноем (21.02.2000)


В ночь с 15 на 16 февраля 2000-го года группы №231 (16 чел), № 232 (17 чел), № 233 (18 чел) и № 234 (13 чел) 700-го отдельного отряда специального назначения 2-й отдельной бригады специального назначения Главного разведывательного управления Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ выдвинулись с урочища Танги-Чу в Урус-Мартановском районе для выполнения задачи, а именно обеспечение прохода колонн 752-го мотострелкового аолка. 19-го числа задача была изменена — провести разведку в районе Харсеноя, для обеспечения продвижения рот 752-го полка 21-го числа по урочищу Малый Харсеной.

20 числа, после пяти дней работы в горной февральской «зеленке» группы №232 и 234 вышли к высоте 947,0. Группы №231 и 233 остались в районе высоты 892. К концу 20-го февраля группы 232 и 234 уходят на высоты 1029,0 и 1106,0, а группа 231 наоборот выдвигается к высоте 947,0, при этом оставив с 234-й группой 10 человек — больные и обмороженные. 21-го февраля группа 231 в составе 6(!) человек выходит к высоте 947,0 и обнаруживает на восточном склоне не занятый опорный пункт.

Командир роты Алешин, который находится в порядках 752-го полка отдает приказ группам 232 и 234 выдвинуться к высоте 947,0 для усиления позиций 231 группы. К 11:30 все три группы собрались в одном месте. 10 человек 231-й группы остаются с 233 группой на другой высоте (командиры групп капитан Боченков, капитан Калинин и ст.лейтенант Самойлов). Весь состав разведотряда вымотан, устал, есть больные и обмороженные.

Как вспоминал выживший радист Филиппов, у него в группе было всего два спальника на всех, так как не все захотели нести их на себя на задачу. Вот как. В районе 10:30 к высоте выдвинулись 2 роты 752-го мотострелкового полка (на марше 3-й день). В 13:10 начинается боестолкновение.

Филиппов: рация стояла метрах в 10 от меня, там же 6-7 автоматов «елочкой». Бой начался внезапно, били с гранатометов, плотность была такая, что казалось стреляет не меньше роты. При первых же выстрелах все прыгнули в разные стороны, у меня только 3 гранаты, у Самойлова пистолет и автомат. С группы начали работать оба пулемета, один из них отстреливался до конца.

Все длилось не более 20 минут, из 8 пулеметов групп, дольше всех стрелялось только два, остальные 6 были быстро подавлены, или же «молчали». Позиции групп были подавлены стрелковым огнем, гранатами. Далее в течение 20 минут боевики добивали всех. Как бы там не было, в течение всех 20 минут, кто мог, до последнего стрелялся с «духами».

К 14:30 на высоту вышла рота мотострелков. По их словам картина была страшная. Все произошло на вытянутой поляне вниз, по бокам кустарник и деревья, охранение было выставлено только по направлению к Харсеною. Тела погибших лежали вповалку на поляне. К моменту подхода пехоты, боевики отошли на свой опорный пункт к Харсеною.

Причины произошедшего. Да, во многом виновато командование, которое бездумно гнало группы в течение всех дней (почти неделя). Но как бы там не было, разве на боевом выходе можно допускать такое, что на 3 группы выставляется только 1 секрет, а остальные бросая оружие сидят у костров? Да усталость, да отвратительная погода и мокрая одежда, но почему командиры групп допустили такое?

Сергей Козлов: Итак, что же в сухом остатке? Почему стало возможным уничтожение целого разведотряда? Собственно основная причина названа верно — расслабуха! И еще слабый уровень подготовки офицерского и личного состава. Однако как человек, далекий от сентиментальности, вынужден назвать вещи своими именами. И не потому, что хочу оскорбить память погибших, а потому, что очень хочу, чтобы никто из наших спецназовцев больше не повторял столь роковых ошибок. Отдых личного состава отряда был организован в принципе неверно. Именно это и стало причиной потерь. Расположились они будто не районе выполнения боевой задачи, а где-то под Псковом, в полевом лагере, где противника и в помине нет. Вся ответственность на командирах групп.

По итогам боя утрачено 22 автомата, 8 пулеметов, 3 винтовки, 3 станции.

Потери — 33 человека, из них 25 из состава групп, 8 с пехоты. Погибли все три командира групп, посмертно им присвоены звания Героев Российской Федерации.

ПОГИБЛИ:

Сержант Алексеев Геннадий Ильич
Сержант Андреев Виталий Викторович
Капитан Боченков Михаил Владиславович-Герой РФ
Младший сержант Брыкалов Петр Александрович
Рядовой Горбатов Алексей Владимирович
Рядовой Готошия Гиви Муртазович
Старший сержант Дудин Евгений Михайлович
Сержант Егоров Владимир Олегович
Сержант Иванов Юрий Валентинович
Старший лейтенант Калинин Александр Анатольевич-Герой РФ
Старший сержант Козлов Владимир Александрович
Старший сержант Костюков Алексей Анатольевич
Сержант Ленков Марк Станиславович
Рядовой Наухацкий Александр Александрович
Младший сержант Окунев Дмитрий Васильевич
Ефрейтор Прокофьев Алексей Юрьевич
Рядовой Романовский Сергей Юрьевич
Рядовой Рассадин Игорь Владимирович
Старший лейтенант Самойлов Сергей Вячеславович-Герой РФ
Рядовой Семенов Игорь Вячеславович
Рядовой Соловьев Денис Анатольевич
Рядовой Тумашев Олег Валерьевич
Рядовой Хазов Роман Борисович
Сержант Черненький Виктор Алексеевич
Рядовой Шалыгин Александр Владимирович

Возможно, кто-то из этих парней саперов и артеорректировщиков (Прошу уточнений по персоналиям бойцов):

Ворошилин Дмитрий Николаевич

Дроков Николай Александрович

Загайный Николай Николаевич

Зайцев Роман Владимирович-292 САП

Иванов Сергей Сергеевич

Кабиев Ержан Аслгереевич

Лыхин Андрей Николаевич

Михайленок Евгений Викторович

Мышенков Андрей Нейшаевич

Нечаев Алексей Владимирович

Пелевин Денис Александрович

Прусов Виктор Сергеевич

Тимергалиев Ленар Ильшатович

Тощеев Юрий Вячеславович

Ширякин Николай Михайлович-292 САП

Якубов Зинор Эдемович