НЕБЕСНЫЙ ПОЛК

Сайт-мемориал

защитников Отечества...

Скажутин Юрий Николаевич-ветеран боевых действий

         


Скажутин Юрий Николаевич-ветеран боевых действий.

Родился 26.10.1964 года в поселке Горный Зерентуй Нерчинско-Заводского района Читинской области.

В 1984 году окончил техникум механизации и электрификации сельского хозяйства в г.Чите.

В 1984-1986 годах служил срочную службу в Вооруженных Силах СССР.

В 1988 году был зачислен в органы безопасности.

Служил на различных должностях.

В 1997 году был назначен оперуполномоченным в группу специального сопровождения мероприятий (спецназ ФСБ), где прослужил до 2006 года, отдав делу укрепления безопасности страны 18 лет своей жизни. Неоднократно выполнял служебно-боевые задачи в зоне вооруженного конфликта.

Майор Скажутин был награжден орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени с изображением мечей, медалью Суворова, а также многими ведомственными наградами.

Прощание с Юрием Скажутиным прошло 18 ноября 2007 года в ритуальном зале Областной клинической больницы.


ПАМЯТЬ:

«Фамилии и фотографии офицеров спецназа ФСБ никогда не публикуют в прессе: сотрудники “Альфы” и “Вымпела”, групп специального назначения территориальных органов безопасности служат “без права на славу”.

Исключение — если воин геройски погиб. Майор Юрий Скажутин уцелел в бою, возвращался из трех командировок на войну с государственными наградами: в 2001 году — медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени, через год — медаль Суворова. Из последней поездки в “горячую точку” вернулся с орденом Мужества за спасение жизни раненого бойца и с тяжелой контузией. Уволился по состоянию здоровья в феврале 2006 года. В ноябре 2007-го ушел из жизни: не выдержало сердце…

Когда в 1998 году Юрию Скажутину, имевшему за плечами одиннадцать лет службы в армии и органах безопасности, предложили перейти в подразделение специального назначения, он согласился сразу, не раздумывая, и приступил к овладению профессиональными премудростями.

О бойце спецназа говорят: это человек, обязанный выполнить любую задачу, в любое время и в любом месте. В бою — стоять насмерть. Выживать в любой обстановке. Много знать и уметь. Поэтому за внешним романтизмом и отчаянной удалью этих ребят — тяжелейший труд, изматывающие тренировки. Подготовка бойца спецназа должна быть всесторонней, отточенность действий — максимальной.

На полевом учебном центре выполнялись упражнения учебных стрельб — по выражению Скажутина, “буквально из всего, что стреляло”. Во время учений спецназовцы отрабатывали захваты террористов в самолете, вагоне и в помещениях. Прыгали с парашютом, шлифовали приемы рукопашного боя, совершенствовали горную подготовку. Во время этих занятий укреплялось особое боевое братство, ведь спецназ — это единый организм, его сила — в сплоченности, когда каждый знает, что тебя обязательно поддержат, прикроют, не бросят.

Три боевые командировки Юрия подтвердили это на деле и показали: спецназовцы Управления ФСБ — настоящие профи. В боевых условиях “командировок на войну” риск для жизни — условие службы спецназа.

Так, Юрий был за рулем автомобиля, когда, возвращаясь после разведки на базу, две машины с бойцами оказались блокированными боевиками и прорывались по минному полю. Этот дерзкий маневр спас им жизнь.

В другой раз в засаду попала разведгруппа из ГРУ. Для того чтобы забрать убитых, вызволить раненых, отправились спецназовцы. Бандиты открыли яростный огонь, пули свистели над головами офицеров, пытавшихся перебежками прорваться к подбитым машинам. Бой длился полтора часа — наш спецназ выполнил задание.

Наверное, любому, кто побывал на войне, задавали вопрос — что поразило больше всего за время боевой жизни. Рассказ Скажутина был неожиданным.

— Однажды нас придали группе ребят-«вымпеловцев» на усиление — мы направились в домовладение, где, по оперативной информации, должен был находиться один из отъявленных боевиков. Хорошо вооруженный, конечно. Он, ничего не подозревая, лежал во дворе на топчане и отдыхал. Его разбудил шум двигателя бэтээра, во двор буквально влетели спецназовцы — и бандит, схватив свой автомат, поставил перед собой жену с шестимесячным ребенком живым щитом. Мужчина закрылся женой и младенцем! Ворвавшиеся во двор “вымпелы” от такого поворота событий опешили на пару секунд. Эти секунды стоили им здоровья: боевик из-за спины жены успел дать очередь, ранил двоих наших и метнулся к дому. Естественно, что он далеко не убежал…

Это случилось уже в третьей боевой командировке. 23 февраля поступила команда: совершить марш в район поселка Али-Юрт в Ингушетии: там объявились бандиты. Юрий Николаевич уверенно вел по ухабистой грунтовке УАЗ-452. Через полчаса офицеры прибыли в населенный пункт. А вскоре разгорелся бой. Обстрел со стороны боевиков был настолько сильным, что головы нельзя было поднять от земли.

Скажутин заметил, как был скошен пулеметной очередью прапорщик Максим Иванов. Как позднее выяснилось, он получил ранение в обе ноги. Сослуживец лежал, истекая кровью, метрах в сорока от Юрия. Скажутин перебежками направился к нему.

Неожиданный взрыв гранаты опрокинул офицера на землю. В сознание он пришел только через несколько минут. Голова гудела, в висках нестерпимо ломило. Несмотря на это, Скажутин продолжил продвигаться в сторону раненого. Быстро сгущались сумерки.

Юрий Николаевич сумел все же отыскать Иванова. От потери крови прапорщик совершенно ослаб. Пришлось наложить жгуты, чтобы остановить кровь. Однако эвакуировать недвижимого товарища одному, да еще и с контузией, Скажутину было не под силу — вызвал на помощь офицеров.

Но нести через двор раненого — значит стать мишенью для бандитов. Чтобы дать возможность вытащить раненого, спецназовцы применили испытанный, хотя и опасный способ: устроили “стену огня” в полутора метрах над землей — под этой огневой завесой раненого вытащили с поля боя. Максим выжил.

Бой продолжился. А на следующий день в прессе прозвучало короткое сообщение о ликвидации во время боестолкновения лидера одной из бандгрупп.»


Людмила ХОДАКОВА, пресс-служба УФСБ России по Забайкальскому краю.


В раздел «Их догнала война»